Влияние кофе на настроение — The Welder Catherine
Индустрия

Влияние кофе на настроение

0
26
3 минуты
11.06.2026
Автор:
Евгений Суборов

Влияние кофе на настроение

Кофе продолжает оставаться одним из самых популярных напитков в мире, не в последнюю очередь благодаря своему насыщенному вкусу и стимулирующему действию. Помимо хорошо известной способности поддерживать бодрость, многочисленные исследования изучали потенциальное влияние кофе на настроение. В этой статье мы рассмотрим научные основы потребления кофе и его влияние на настроение, психическое здоровье и общее самочувствие.

Химия кофе

Основным активным компонентом кофе является кофеин, природный стимулятор, воздействующий на центральную нервную систему. Кофеин блокирует аденозиновые рецепторы в головном мозге, что приводит к повышению «бдительности» и снижению чувства усталости.

Помимо кофеина, кофе содержит многочисленные биологически активные соединения, в том числе антиоксиданты, такие как хлорогеновые кислоты и дитерпены, которые также могут опосредовать его уникальные свойства, улучшающие настроение.

Мнение экспертов о кофе и здоровье

По словам ведущего исследователя APC Microbiome Ireland, профессора Джона Крайана (университетский колледж Корка):

«Кофе — это не просто кофеин, а сложный пищевой продукт, который взаимодействует с микробиомом нашего кишечника, влияет на метаболизм и даже эмоциональное состояние. Результаты исследований, проведенных APC Microbiome Ireland показывают, что кофе, как с кофеином, так и без него, может влиять на здоровье различными, но взаимодополняющими способами».

Кофе и риск развития депрессии

В метаанализе 2016 года, опубликованном в журнале Molecular Nutrition & Food Research, куда было включено более 346 тысяч человек, исследователи обнаружили, что у кофе имеется выраженное защитное действие, которое профилактирует риск развития депрессии. Подобные эффекты частично были найдены у чая и кофеина.

Связь потребления кофе и кофеина с риском депрессии

В 2016 году в журнале The Australian and New Zealand Journal of Psychiatry были опубликованы данные крупного метаанализа, куда были включены данные 330 тысяч участников из семи исследований. Учёные решили определить связь между потреблением кофе и кофеина и риском развития депрессии. Проанализировав данные, они увидели прямую связь «между потреблением кофе и риском развития депрессии». Самое интересное, что при употреблении кофе этот риск снижался на 8%. Исследователи пришли к логичному выводу: «Потребление кофе и кофеина в значительной степени связано со снижением риска развития депрессии».

Употребление кофе и симптомы депрессии

Результаты исследования Nurses Health Study показали, что у тех, кто выпивал 4 или более чашек кофе в день, распространенность симптомов депрессии была на 20% ниже по сравнению с теми, кто выпивал 1 или менее чашек в неделю.

Аналогично этим находкам, результаты японского исследования показали, что вероятность возникновения симптомов депрессии у тех, кто потреблял ≥2 чашек в день, была на 39% ниже, чем у тех, кто потреблял <1 чашки в день. Кроме того, два корейских исследования также сообщили о снижении вероятности возникновения симптомов депрессии на 42% и 32% соответственно при регулярном употреблении кофе.

Связь между потреблением кофеина и кофе с пищей и симптомами депрессии у взрослых

В метаанализе, результаты которого были опубликованы в 2023 году, исследователи проанализировали 29 исследований, в которых было включено более 422 тысяч человек. Учёные увидели, что во всех исследованиях более высокое потребление кофе было связано с уменьшением риска развития депрессивных симптомов на 11–22%.

Анализ результатов исследований, изучающих связь между потреблением кофеина и риском развития депрессивных симптомов, показал, что более высокое потребление кофеина связано с уменьшением риска развития депрессивных симптомов на 13–14%.

Авторы заключили, что употребление кофе, чая и пищевого кофеина может оказывать защитное действие против симптомов депрессии и снижать риск её развития.

Потребление кофе и связь с когнитивными функциями и настроением

Многие исследования наглядно продемонстрировали защитную роль кофе в борьбе с когнитивными нарушениями. Большой обзор 2021 года подтвердил, что потребление кофе и кофеина значительно связано со снижением риска депрессии.

Кофе снижает риск развития депрессии

Эпидемиологические данные показывают, что употребление 2–3 чашек кофе в день значительно связано со снижением риска развития депрессии.

Польза кофе для здоровья

Умеренное потребление кофе связано с различными преимуществами для здоровья, включая снижение риска развития диабета 2 типа, заболеваний печени, сердечно-сосудистых заболеваний и рака. В крупном исследовании с участием 468 тысяч человек без выраженных сердечно-сосудистых заболеваний было показано, что умеренное потребление кофе связано с более низкими показателями общей смертности, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и частоты инсультов.

Кроме того, регулярное употребление кофе связано со снижением риска развития болезни Паркинсона в различных группах людей. Большие научные обзоры также неоднократно показывали, что потребители кофе сталкиваются с более низким риском развития депрессии, а один крупный обзор, куда были включены исследования, изучающие когнитивные нарушения, показал, что потребление кофе привело к снижению частоты болезни Альцгеймера на 27%. Все эти системные преимущества подтверждаются данными о том, что кофе напрямую влияет на мозг, формируя его нейронную активность.

Заключение

Все больше научных данных подтверждают — кофе не только может улучшать настроение, но и бороться с депрессией, а также с болезнью Альцгеймера. Сочетание стимулирующих свойств кофеина, наличия антиоксидантов и социальных аспектов употребления кофе способствует его положительному влиянию на настроение и психическое благополучие людей.

Автор

Евгений Суборов

Комментарии

Хочешь стать автором наших статей или у тебя есть хорошая идея для публикаций?

Хлебни кофейка покрепче и смело пиши нам на почту - author@theweldercatherine.ru

×

Хочешь стать автором наших статей или у тебя есть хорошая идея для публикаций?

Хлебни кофейка покрепче и смело пиши нам на почту - author@theweldercatherine.ru

×
Заказать звонок

Менеджер свяжется с вами в ближайшее время

отправляя данные, я соглашаюсь с политикой хранения персональных данных